Чтобы SEO-продвижение было более эффективным (а иногда это — единственный шанс ему быть эффективным в принципе), нужно понимать, в каких точках и что стоит проанализировать, чтобы получить кристально четкую картину — что творится в ТОПе, что творится с вашим сайтом. Отсюда можно будет сделать большое количество выводов и составить план на продвижение.
Кратко пройдусь по таким «узким местам», куда которые дают ясность в работе, по самым частым ошибкам и слепым местам:
Что в ТОПе?
— Какого рода сайты находятся в ТОПе (по вашему региону) по выбранным вами ключевым запросам — интернет-магазины, сайты услуг, отзовики, статейники, агрегаторы?
Насколько то, что в ТОПе соответствует тому, что вы продвигаете или хотите продвинуть? Осознаете ли вы это все или действуете вслепую?
— Какого рода страницы в ТОПе по нужным запросам — главные страницы сайтов, категории, карточки, статьи, страницы прайсов, «о компании», или что-то еще?
— Информационные или коммерческие страницы в ТОПе по интересующим вас запросам?
— Есть ли в ТОПе в категориях тексты до или после листингов товаров тексты, какого размера тексты и статьи у конкурентов, что вообще там представлено, какой ассортимент?
Хотя тут такой нюанс — в ТОПе часто стоят очень сильные по хостовым факторам интернет-магазины, поэтому им позволено многое — они могут не иметь текста в категориях, не иметь даже вхождения запроса. Вы же не встанете более-менее высоко, если у вас не будет точных вхождений. Поэтому, чтобы стоять повыше хотя бы по НЧ запросам, я бы, все-таки, рекомендовала особенно молодому интернет-магазину, иметь 1) короткие интересные тексты до и 2) чуть более длинные после листинга товаров. Короткие тексты до — с вашими УТП, количеством товаров в данной категории, самым выгодным и интересным, что у вас есть по цене, выбору, доставке и пр. В 2-3 коротких предложения.
А если вы делаете статью, то чтобы переплюнуть другие посты в ТОПе на эту тему, можно сделать в несколько раз больше, сделать Power Page и выйти на самый верх — т.е. размер текстов конкурентов — не прямой указатель, как нужно сделать вам, но стоит оглядеться, что происходит.
— Есть ли в ТОПе по тем запросам, которые вы хотите продвинуть на одной странице, прецеденты, чтобы одна и та же страница по всем этим ключам занимала верхние места?
SEO-анализ ТОПа нужно делать сервисами, а не на глаз в своем браузере. В браузере — персонализированная выдача.
Анализ и исходные данные, семантика, позиции
— Что у вас сейчас по позициям? Снимаете ли вы их сервисами или смотрите на глаз? Вот почему разница в сервисах и вашем браузере будет ощутимой.
— Какова общая видимость сайта? Устраивает ли она вас? Есть ли перекос на какие-то отдельные несколько страниц или отдельный тип страниц?
— Есть ли ярко выраженная любовь или не любовь Гугла или Яндекса к сайту? Почитайте про то, что больше любит та или другая поисковая система.
— Были ли резкие падения трафика в одной или другой поисковой системе?
— Что за страницы вашего сайта сейчас являются релевантными в Гугле и в Яндексе по конкретным запросам? Насколько часто есть различие между немного разными запросами в одной и той же поисковой системе? Насколько часто есть разница в Яндексе и Гугле по одному и тому же запросу? Насколько они соответствуют тому, что в ТОПе? Насколько релевантные соответствуют вашим целевым (куда вы хотите привести людей), исходя из типа страниц из ТОПа?
— Какие страницы сайта самые трафиковые? Устраивает ли вас это? Целевой ли это трафик или случайный? Каково количество трафика на них?
Если очень большое, то лучше ничего не трогать по оптимизации и текстам — «работает — не трогай». Только ссылочное, перелинковка, может, улучшение подачи текста, поведенческих факторов. Если количество посетителей у самых трафиковых страниц не очень большое, то там можно улучшать и текст, содержимое — чтобы оно больше подходило под интент (намерение) пользователя, который приходит по нужным вам запросам на ваш сайт. Улучшить сниппеты.
— Прорабатывали вы семантику в полной мере? Делали ли кластеризацию? Есть ли у вас сезонность? Искали ли LSI слова хотя бы на самые ключевые страницы? Найти много вариантов запросов, которые у вас еще не задействованы можно тем же бесплатным Буквариксом.
— Есть ли региональность и как дела с топонимами? Какие есть синонимы топонимов, какие самые популярные, используются ли они на ваших страницах, в важных элементах оптимизации, каковы позиции по ним, используете ли вы разные варианты топонимов при внешнем продвижении?
— Есть ли у вас интересный контент для вашей ЦА? Или это общего рода SEO-тексты не о чем? С такими вы долго не выживете в наше время.
— Вообще, вы больше ориентированы на достижение позиций по определенным запросам или на добычу трафика? Во втором случае лучше выявлять самые сильные боли вашей аудитории, делать ответ на них в виде отличных практических руководств, статей по типу Power Page либо искать самые популярные страницы на сайтах ваших конкурентов (тем же Ahrefs или, например, Buzzsumo по соцсигналам) и писать на те же темы, только лучше, задействовать и соцсети, и другие каналы. Вообще, у меня в руководстве по Power Page есть много интересного насчет того, где брать идеи для контента.
— Какие из страниц близко к ТОПу? Снимите те, которые стоят от 50 до 10-й позиции, выберите самые интересные и целевые, и просто сделайте на него разнообразное ссылочное, и побольше естественного — бесплатные, платные меры, аутрич.
Оптимизация
— Под какие ключевые запросы оптимизирована ваша главная страница? Точно ли это запросы, по которым в ТОПе много главных страниц, например? Точно ли это коммерческие запросы, а не информационные? Если вы продвигаете интернет-магазин — то точно ли там в ТОПе не статьи? Те же самые вопросы, например, про оптимизацию ваших категорий товаров или страницы услуг.
— Есть ли у вас точные вхождения запросов на странице? Хотя бы, может, в другой словоформе или разбавленном виде, но есть ли все слова из желаемых запросов? В определенных случаях сайт может выйти в ТОП и без этого, но все-таки чаще всего, и особенно для молодых сайтов не получится.
— Есть ли коммерческие маркеры, топонимы на страницах карточек? Используете ли вы самые частотные и самые важные синонимы топонимов и все главные коммерческие маркеры ВАШЕГО ТОПа? (в некоторых ТОПах бывает «заказать», «стоимость», в других более употребимо «цена», «купить» и т.д.).
— Не равен ли случайно ваш Title вашему H1? Это считается ошибкой. Не слишком ли они длинны или коротки? Есть ли пустые Title, Meta Description или дубли?
— Нет ли переспама в Meta Keywords? Заполнено это поле или нет — не так важно, а вот переспам может быть сигналом, что вы пытаетесь манипулировать выдачей.
— Нет ли переоптимизациии, переспама?
Тут вот обратная сторона медали тщательной оптимизации — за слишком частое употребление (а по факту даже за несколько), за слишком частое использование топонимов, за длинные коммерческие ключи в тексте, за использования в Тайтле, например, таких цепочек, как «купить товар в Москве» и тем более за «Купить товар недорого в Москве» могут дать фильтры. Хотя при этом у конкурентов в ТОПе у всех все может быть или так или еще хуже. Наращивайте хостовые и другие факторы — с возрастом сайта, с ростом его объема, с ростом тайпин трафика, с ростом упоминаний бренда и ссылок с брендовыми анкорами, с увеличением разнообразной качественной ссылочной массы, если у него будут хорошие поведенческие факторы — ему будет сходить с рук больше.
Главный фокус борьбы с теми же текстовыми фильтрами переоптимизации Яндекса, которые сейчас зверствуют, такой — уменьшаешь вхождения, проходит несколько недель — фильтр все еще есть. Убираешь еще больше — текстовая релевантность страницы совсем уменьшается. Поэтому если все-таки есть важность выйти в ТОП конкретно Яндекса и победить его фильтры, придется все-таки или уменьшать до упора на этой (обычно рекомендуется уменьшать раза в 2 от начального количества) и прокачивать ссылочным и перелинковкой — это и Гуглу понравится. Но там часто дают фильтр и за отсутствие слов.
Мобильная версия, технические ошибки
— Есть ли мобильная или адаптивная версия (лучше адаптивная)?
— Есть ли HTTPS? Уже пора.
— Есть ли редирект между версией с www и без www и между https и http — все ли корректно с ними. Это очень частая ошибка. Есть ли редиректы с /index.html или index.php на / Чтобы не создавалось лишних дублей и других проблем с продвижением.
— Отдают ли ответ 404 серверу битые ссылки, или ответ 200? Часто встречаю 200 или редирект на главную — это ошибки.
— Просканировать сайт на битые ссылки 404, редиректы, все внимательно изучить, поправить.
— Исследовать скорость вашего сайта, насколько оптимизированы картинки — сегодня это все более и более весомый фактор в ранжировании.
— Что у вас с robots.txt? В нем часто бывают ошибки. Дайте исследовать его грамотному специалисту.
— Что с длиной URL, что они из себя представляют, как выглядят, ЧПУ? Не слишком ли много параметров передают, не отличаются ли резко из всех в вашем ТОПе?
— Проверяли ли вы свой сайт на предмет других технических ошибок?
Можно даже просто посмотреть сайт с бесплатными или очень дешевыми сервисами:
— Sbup.com
— Pr-cy.ru
— Xtool.ru
— Saitreport.ru/ (до 50 страниц бесплатно)
в бесплатный софт:
— Screaming Frog SEO Spider (вот, к примеру, инструкция от Пиксель Плюс)
в недорогие платные сервисы:
— Топвизор, модуль «Технический аудит сайта»
— Saitreport.ru (если свыше 50 страниц)
В отчетах вы можете отловить где-то одни, где-то — другие важные ошибки.
Ссылочное
— Достаточно ли его? Насколько он хоть более-менее соответствует объему ссылочного конкурентов в ТОПе?
— Какого оно качества? Достаточно ли разнообразное? Какова динамика его прироста? Не было ли скачков, фильтров?
— На какие важнейшие целевые страницы или близкие к ТОПу стоит добавить ссылочного, чтобы подопнуть страницы повыше к ТОПу по позициям?
— Есть ли у вас брендовые анкоры ссылок, упоминания названий вашего товара, компании, проекта в сети без ссылок, чтобы сформировать тайпин трафик?
Поведенческие факторы
— Что у вас с оформлением текста? Часто по-прежнему встречаю сайты с темным дизайном, или очень маленьким шрифтом — совершенно нечитабельные для людей, настоящее издевательство над посетителями.
— Что написано у вас на шапке? Есть ли четкое позиционирование проекта? Понимают ли люди, куда попали, не закрывают ли сразу? Транслируете ли вы четко и заметно свои УТП — то, чем вы действительно лучше ваших конкурентов? Указана ли у вас география на сайте?
— Какие страницы сайта у вас с самым высоким отказом? Посмотрите их, что можно сделать. По каким запросам приходят люди на них и чего от них хотят, и что получают?
— Достаточно ли четко вы выдаете людям самое важное, то, что они ищут? Достаточно ли вы заботливы? Отвечаете ли на часто задаваемые вопросы?
— Что у вас с малополезным контентом? Удаляйте или объединяйте его.
— Что еще можно сделать, чтобы сделать ваши тексты более интересными и полезными? Добавить изображения, графики, таблицы, прайсы, видео, списки, разбить лучше на подзаголовки или что-то еще?
— Как можно доработать текст, чтобы он стал более ценным вашей целевой аудитории? Как можно поправить заголовок, сниппет, чтобы на него чаще кликали?
— Как можно организовать перелинковку, добавить подписные формы, ссылки на похожие тексты, блоки товаров внутри статей и так далее, чтобы люди делали больше переходов и других действий внутри сайта?
Коммерческие факторы
Коммерческие факторы в первую очередь важны для Яндекса.
Коммерческие факторы – это то, что присуще именно корпоративному, продающему сайту. Это — то, что может помочь ему подняться по позициям, когда вроде бы сайт перестал двигаться при прокачке прочих моментов (у меня и моих друзей-сеошников были такие чистые кейсы, когда «вставший» по позициям корпоративный сайт двигался с места именно при помощи коммерческих факторов).
Это все то, что говорит о том, что сайт корпоративный – как внутренние факторы типа отзывов на сайте, акций, прайс-листов, городского номера телефона, почты на домене, онлайн-консультанта, широкого ассортимента товаров, наличия сертификатов, интерактивной карты проезда, колл-бэка и пр.,так и внешние типа нахождения сайта в справочниках фирм, Яндекс Справочнике, пресс-релизовых сайтах, в сервисах отзывов, в агрегаторах прайс-листов, в деловых досках объявлений и так далее.
Какие они бывают, подробные списки коммерческих факторов можно посмотреть тут, например (одни из самых понятных и практических статей):
«Коммерческие факторы ранжирования Яндекса. Как стать лучше конкурентов» — от Сайтклиник
Коммерческие факторы всегда можно и обязательно нужно увеличивать.
А можно проанализировать конкурентов в ТОПе и составить список самому, постараться, чтобы большая часть того, что есть у конкурентов, была и у вас.