Помните, в детстве, будучи в летнем лагере, все ребята из отряда дружно усаживались возле костра, с головой укутывались в пледы и начинали рассказывать друг другу страшные истории? Как вспомню это устрашающее «В черной-черной комнате…», так вздрогну.
На самом деле страшные истории есть даже у взрослых состоятельных людей, и порой они звучат куда угрожающе наивных детских страшилок. Сегодня раскрыть секреты своих фобий решились успешные SMM-специалисты. Эксперты поделились своими страхами и рассказали, как преодолеть это будоражащее чувство.
Оглавление:
Ольга Борисова – руководитель отдела маркетинга TargetHunter
Павел Бельченко – основатель SMM-агентства «Тесла Таргет»
Анастасия Югова – автор сообщества «SMM секреты с Анастасией Юговой»
Владимир Казаков – основатель SMM-агентства «Madwins»
Светлана Грахова – SMM-менеджер TexTerra
Ольга Борисова – руководитель отдела маркетинга TargetHunter
Ольга Борисова
В сфере SMM Ольга с 2013 года. Ее история началась с небольшого, но активного личного блога, в котором она делилась советами по уходу за ребенком, секретами похудения и обычными историями из жизни. Позже этот блог перерос в группу «ВКонтакте», а активность в ней снизилась до нуля. Тогда Ольга искренне не понимала, почему так могло случиться.
В поисках ответа на этот вопрос она сама не заметила, как стала разбираться в SMM и нашла первых клиентов. Ольга активно комментировала посты популярных в то время сообществ по продвижению, давала советы, высказывала свое мнение. Постепенно к ней начали обращаться за помощью в настройке таргетированной рекламы. Сейчас она является руководителем отдела маркетинга в TargetHunter и пишет контент для крупных сообществ, таких как «Интернет-маркетинг от А до Я», «Event-маркетинг от А до Я» и нескольких личных ресурсов, в том числе блог про SMM и таргет.
Блог Ольги Борисовой про SMM и таргет
«В начале своего пути мне было страшно сделать что-то не правильно, плохо, – вспоминает Ольга, – сейчас я понимаю, что этого не надо бояться, потому что вы в любом случае сделаете плохо. Любое действие, которое мы делаем в первый раз, получается не так хорошо, как может получиться в 101-ый раз. Главное начать и показать хоть какой-то результат, чтобы в дальнейшем делать лучше.
Еще было очень страшно опубликовать посты, на которые никто не отреагирует. Страшно осознавать, что мой контент, в который я вкладываю душу, никому не интересен. Если в начале карьеры я боролась с этим с помощью ботов (никогда так не делайте!), то сейчас я начала самостоятельно ставить первый лайк, самостоятельно писать первый комментарий, а затем уже общаться с людьми, которые проявляют какую-то активность. Я категорически против любого рода накруток, мне важна настоящая статистика, важно знать, как люди на самом деле относятся к тому, что я делаю».
Сегодня Ольга профи в своей сфере, но фобии SMM-щиков не оставляют ее в покое. Теперь самое страшное для нее – перепутать администрируемые группы.
«Я боюсь перепутать сообщества, по ошибке опубликовать пост не в ту группу – делится Ольга. – Однажды у меня была такая ситуация: я загрузила пост в TargetHunter, в нем должна была быть ссылка на один из предыдущих постов группы, а я ошиблась и прикрепила ссылку на пост из совсем другой группы. Поэтому перепроверяю теперь посты по несколько раз. Даже спустя время после публикации бегу и проверяю снова. Мало ли что. Аналогично боюсь перепутать рабочие чаты и „слить” какую-то важную информацию в беседу компании конкурента».
Ольга старается работать с клиентами только на постоянной основе. Например, с TargetHunter она сотрудничает уже третий год и надеется на дальнейшее взаимодействие. По ее словам, такой подход к работе минимизирует риск нестабильности.
Сообщество TargetHunter, с которым Ольга сотрудничает уже долгое время
«Если я пойду работать в магазин и буду продавать хлеб, то в любом случае заработаю свои 12–15 тысяч рублей в месяц. В SMM такой уверенности нет, – размышляет Ольга, – вдруг не будет клиентов, вдруг я не сумею выстроить с ними крепкие отношения, не смогу продать свои услуги или грамотно выставить ценник. Это страх нестабильности. Чтобы избежать этого, выбираю только тех клиентов, с кем буду работать много и долго.
Я не из тех фрилансеров, кто распыляется на множество мелких клиентов. Я беру одного, максимально глубоко его изучаю и начинаю с ним долгосрочное сотрудничество. Для меня это стабильность».
Павел Бельченко – основатель SMM-агентства «Тесла Таргет»
Павел Бельченко
В SMM в качестве специалиста Павел с сентября 2013 года, до этого использовал возможности социальных сетей только для своих микропроектов. Одним из них был «Speed dating» или «Вечеринки свиданий» – это формат, где парни и девушки знакомятся как в американских сериалах.
Этот проект был настолько немаржинальный и неприбыльный, что любая масштабная платная реклама не окупилась бы. Поэтому соцсети и партизанские методы стали неплохим источником клиентов. Но позже оказалось, что в других сферах SMM приносит намного больше пользы и прибыли, а хороших специалистов в 2013 году было крайне мало. Так рекомендации о нем стали плавно распространяться и привлекли первого клиента.
«Это была маленькая цветочная компания, – вспоминает Павел. – Мы сделали группу в 12 000 подписчиков за 4 месяца с минимальными вложениями, и сотрудничество прекратилось, так как было сложно отследить результат. Клиент перешел на SEO и контекст, поменял розничную точку, а через пару лет продал бизнес. Спустя год мы встретились, и он признался, что та группа была самым прибыльным его делом. Тогда я впервые осознал всю важность аналитики в SMM, и если бы набивал себе татуировки SMM-щика, это была бы фраза „Аналитика нужна всегда“».
Самые большие страхи Павел испытывал, когда началась эпоха таргетированной рекламы.
«Главный страх был в том, что рекламная кампания не сработает по моей вине, – говорит Павел, – что не хватит компетенций вывести проект в плюс. Боролся с этим двумя способами. Во-первых, изучал опыт коллег. Это нужно было, чтобы понять, что не смог сделать я, что с самого начала было невозможно. Во-вторых, вкладывал все силы, которые мог вложить. Никогда не жалел себя в работе с клиентами. Как-то раз, чтобы выполнить KPI для бренда косметики, я протестировал 120 разных объявлений, но когда нашел нужное – перевыполнил KPI аж в 4 раза».
Сейчас Павел вместе с Еленой Бельченко руководит агентством «Тесла Таргет», которое находится на 57 месте в Tagline-рейтинге лучших SMM-агентств России.
Сообщество SMM-агентства «Тесла Таргет»
«Самое страшное для меня сейчас, – делится основатель агентства, – закостенеть и перестать развиваться. Это как старые пиарщики, которые не перестроились и до сих пор рассказывают вам про пользу бумажных газет. Важно не упускать ни одной возможности обучения и оставаться компетентным. Постоянно читайте SMM-литературу, блоги, онлайн-издания, чтобы держать руку на пульсе.
Еще один страх, который никогда не отпускает – это вероятность того, что кто-то из наших таргетологов забудет поставить лимит на рекламное объявление. Чтобы предотвратить это, перепроверяем все по 10 раз».
Павел с радостью согласился дать несколько экспертных советов начинающим SMM-щикам. Надеюсь, они будут полезны:
- Если вы боитесь действовать – не действуйте. Просто поймите, от чего вы кайфуете, и занимайтесь только этим. Выберите такое направление, которое вы обожаете и готовы работать с ним даже бесплатно. Тогда работа превратится в хобби, а хобби – это не страшно.
- После того, как выбрали направление, важно решить с самого начала, это будет карьера, бизнес или фриланс. Это 3 разных пути и 3 совсем разные философии, и в любой из них можно добиться успеха.
- Вам нужно позиционирование. Специалистов для всех бизнесов уже тысячи. Вам нужна своя отличительная стратегия. Для начала поможет концентрация на одном секторе рынка, например, только работа с инфобизнесом. Еще попробуйте вести свой блог так, как не делают это другие ваши коллеги. Это даст вам узнаваемости.
Анастасия Югова – автор сообщества «SMM секреты с Анастасией Юговой»
Анастасия Югова
На момент выхода во фриланс Анастасия занимала должность руководителя отдела маркетинга в строительном холдинге. В какой-то момент она поняла, что ее развитие остановилось, и приняла решение уйти из компании. Именно в то время она встретила вебинар Феликса по таргетированной рекламе, где он рассказывал о возможностях «Церебро», и ее глаза снова загорелись.
«Это было 4 года назад, – делится Настя. – Методом проб и ошибок я начала изучать продвижение во „ВКонтакте“. Первые заказы брала за стоимость месячного доступа к „Церебро“. Измеряла эффективность не кликами, а продажами. И знаете, с тех пор у меня не было ни дня „топтания на месте“».
Сейчас у Анастасии активное сообщество по SMM на 49К участников, которое растет за счет вирального охвата – в среднем ежедневно присоединяется около 200 человек.
Активное сообщество Анастасии Юговой
Она является соавтором курса по «Церебро» и создателем SMM-анализатора, который занял первое место в официальном конкурсе «ВКонтакте» в номинации «Выбор пользователей».
Авторский SMM-анализатор
Анастасия – обладатель шести престижных международных дипломов в области маркетинга, рекламы и PR, словом – специалист с большой буквы. Казалось бы, какие страхи могут терзать ее?
«Каждый раз, когда начинаю работу с крупным клиентом, – рассказывает Настя, – у меня включаются страхи: а вдруг я не оправдаю ожиданий! Я испытываю сильнейший стресс, когда первые объявления на тестовой РК не дают огненного результата, хотя понимаю, что это нормально, и к вечеру все равно докопаюсь до нужной связки. Преодолеваю свою фобию просто: беру волю в кулак и работаю».
По словам Анастасии, в нише SMM толковых специалистов всего несколько сотен, и многие из них не берут новых клиентов из-за максимальной загруженности. Поэтому у начинающих SMM-щиков есть все шансы завоевать статус эксперта. Настя дает несколько советов, как это сделать:
- На начальном этапе делайте упор не на заработанные деньги, а на качество работы и возможность прокачать свои компетенции. Я начинала работать за 500 рублей/проект и считаю это верным решением.
- Прокачивайте свои сообщества. Сапожник с сапогами даст фору тому, кто пренебрегает своим проектом. Ко мне обращались заказчики, которые не читали ни одного моего кейса, но видели активную движуху в паблике. Их ТЗ звучало так: «Хотим, чтобы у нас было так же». Хотя бы по чуть-чуть, но регулярно вкладывайте деньги и время в свое сообщество. Помните, что реклама дорожает, и через год вы будете жалеть, что не начали сейчас.
- У вас будут хейтеры. Это нормально. Не тратьте время на споры, так как в этот момент вы стагнируете. Время – ресурс конечный: пока вы занимаетесь другими вещами, кто-то развивается и становится лидером. Что для вас важнее? Собственное развитие, которое будет выражено в финансовых показателях, или же доказать конкретному человеку, который уже обливает вас помоями, что он не прав?
- Выйдите из всех чатиков, они только отнимают время. Все самое важное в нише вы узнаете из пуш-уведомлений в профильных сообществах. Чаты сжирают время, которое вы можете потратить на достижение своей цели.
- Любите то, чем занимаетесь 🙂
Владимир Казаков – основатель SMM-агентства «Madwins»
Владимир Казаков
В сфере SMM Владимир сравнительно недавно (2,5 года), но уже достиг значимых результатов. Он является основателем и руководителем диджитал-агентства «Madwins», которое работает с клиентами из десяти стран мира, а также автором курса по продвижению в Facebook и спикером профильных конференций.
Начинал с того, что совместно с партнером продвигал магазин женской одежды во «ВКонтакте». За полгода со стартовым капиталом в 100 000 рублей они увеличили денежный оборот группы до 2,5 миллионов в месяц. Но по стечению обстоятельств сотрудничество с партнером прекратилось, совместный бизнес продали, и Владимир отправился в свободное плавание.
Первое время его месячный доход не поднимался выше нуля, но вскоре к нему обратились знакомые с просьбой обучить сотрудников их фирмы тонкостям продвижения. Размышлять было некогда, надо было зарабатывать на жизнь. Тогда Владимир впервые озвучил цену на свои услуги (в то время это было 30 000 рублей), получил первую предоплату и больше не уходил из SMM. Он понял, что люди готовы платить за его знания и экспертность в этой области.
Блог Владимира Казакова
«Самое страшное в работе SMM – не сделать клиенту результат, не оправдать ожидания, – делится Владимир. – Если заказчик не получает желаемого результата, он уходит, а вместе с ним и твой заработок.
Я такой человек, которому всегда нужно расти. Если мой бизнес не движется вперед и не масштабируется, я начинаю беситься в прямом смысле этого слова. Сейчас стагнация – это моя главная фобия. Я каждый день задаю себе вопрос „Что я должен сделать сегодня, чтобы вырасти в разы?“
Вырасти для меня – это увеличить прибыль компании, выйти на новый уровень, найти новых клиентов. Борюсь с этой фобией просто – постоянно посещаю различные курсы, очень много читаю, смотрю обучающие ролики, поглощаю абсолютно весь тематический контент – платный и бесплатный, и ищу в этом контенте фишки, которые могу применить на свой бизнес».
Подытожим
После общения с опытными специалистами очевидно, что страхи SMM-щиков делятся на 2 большие группы: технические и личностные.
К первой категории относятся фобии, касающиеся настройки рекламной кампании и прочих рабочих моментов. Например, страхи не поставить лимит на рекламное объявление, опубликовать пост не в той группе или написать текст, на который никто не отреагирует.
Вторая категория включает страхи, связанные с саморазвитием и чувством собственного удовлетворения. Например, боязнь отсутствия компетенции для выполнения какого-либо проекта или остановка профессионального развития.
Если с первой группой фобий можно научиться справляться с приходом опыта, то вторая – наиболее серьезная, требует постоянного повышения квалификации, регулярного посещения курсов и тренингов, изучения профильной литературы и т. д.
SMM-специалист – это работа над собой, прежде всего, а не над трудными проектами в социальных сетях. Здесь надо не бояться ежедневно бросать вызов самому себе, преодолевать все трудности и профессиональные фобии.
А теперь – страшилки в студию! Делитесь в комментариях, что самое страшное в вашей работе, и как справляетесь со своими страхами.